ЗСПД

 

Правовое положение юридических лиц, осуществляющих деятельность в рамках региональных зон стимулирования предпринимательской деятельности (ЗСПД)

Автор: Гайнетдинов Равиль Раифович

Ключевые слова: Особые Экономические зоны, инновационные центры, зоны стимулирования предпринимательской деятельности, юридические лица, Сколково

 

Аннотация: В данной статье раскрывается сущность правового положения юридических лиц, осуществляющих деятельность в зонах стимулирования предпринимательской деятельности (ЗСПД). Особенности правового статуса таких организаций раскрывается через сравнение с положением юридических лиц, функционирующих в схожих условиях (резиденты ОЭЗ, Сколково и др.) или в обычных условиях хозяйственной деятельности.

 

В последние годы российское государство активно занимается развитием малого и среднего бизнеса. Формы  и средства поддержки предпринимателей на федеральном и региональном уровнях реализуются самые разные. Одни из самых прогрессивных – создание различного рода кластеров и зон стимулирования предпринимательской активности.

В рамках подобных зон стимулирования в большинстве случаев свои проекты реализуют юридические лица. Вхождение в такую плоскость предпринимательской деятельности влияет на деятельность юридических лиц: взаимоотношения с государственными органами, органами местного самоуправления и контрагентами отличаются от того, как выстраивают свою работу так называемые «обычные» юридические лица.

В этой связи появляется необходимость научного осмысления правового статуса юридических лиц, осуществляющих деятельность в рамках подобных зон.

Надо отметить, что помимо существующих в Российской Федерации Особых Экономических зон и Инновационного центра «Сколково» в регионах  Российской Федерации активно  развивается процесс создания различного рода технопарков, наукоградов, венчурных и инновационных центров. Легального определения юридических лиц, осуществляющих деятельность в  рамках таких зон стимулирования предпринимательской деятельности (далее — ЗСПД) не существует, также, как и отсутствуют понятия технопарков, индустриальных парков, иных подобных научно-инвестиционных центров развития малого и среднего бизнеса.

Объясняется это, прежде всего тем, что  каждый регион определяет количество, состав и особенности размещения подобных зон стимулирования самостоятельно. Они могут различаться как по виду производства товаров и услуг, так и по форме государственной поддержки.

В Татарстане, например, функционирует технопарк «ХимГрад» (г. Казань), где в основном размещены производства нефтехимической продукции. В Набережных Челнах развивается индустриальный парк «КипМастер», собравший, в основном, производителей автомобилей и компонентов к ним.[1].  Главное отличие юридических лиц, работающих в рамках ЗСПД от тех, которые осуществляют деятельность в обычных хозяйственных условиях, сводится к сильной административной поддержке таких субъектов предпринимательской деятельности. Правительство региона и задействованные в данном процессе юридические лица, занимающиеся управлением подобных зон (управляющие компании) предоставляют им всевозможные льготы, преференции с целью стимулирования хозяйственной деятельности таких организаций и развития инновационной составляющей в их бизнесе.

Реализуется такая деятельность администрацией  региона  и управляющей компанией путем предоставления юридическим лицам-резидентам зон льгот по налогу на прибыль,  освобождения от уплаты налога на имущество организаций. Управляющие компании же стимулируют резидентов низкой арендной платой и возможностью взаимозачетных расчетов.

У подобных юридических лиц появляется возможность непосредственно пользоваться услугой единого (одного) окна, поскольку в рамках ЗСПД размещаются  таможенные органы, органы, осуществляющие валютный контроль, банки, страховые и лизинговые компании.

Такое «льготное» правовое положение в отношении юридических лиц в ЗСПД нормативно не закреплено. Например, если сравнить правовое положение юридических лиц, работающих в ЗСПД, с организациями, осуществляющими деятельность в рамках Инновационного центра Сколково[2], то можно сказать, что особое правовое положение резидентов в «Сколково» в части получения

административных льгот нормативно закреплено.  Более того, законодатель четко указал, кто может быть поставщиком государственных и коммерческих услуг, каков  порядок  прохождения административных процедур для нерезидентов «Сколково».

Все вышеперечисленные преференции, льготы, стимулирующие действия, реализуемые в отношении юридических лиц ЗСПД, безусловно, влияют на правовой статус  таких организаций.

Проанализируем составные элементы правового статуса юридического лица ЗСПД:

 — Резидентом ЗСПД может быть российское, а также иностранное юридическое лицо;

 — Российское юридическое лицо          обладает общим объемом правоспособности;

 —  Юридическое лицо функционирует в специализированной зоне, в рамках которой работают организации одной сферы промышленности, производства товаров и услуг;

 — Государство предоставляет всевозможные послабления в части прохождения административных процедур, снижаются ставки по налогам.

 —  Требования по выполнению инвестиционных обязательств ограничены или отсутствуют;

 — Режим землепользования и пользования зданиями и сооружениями, технологическим оборудованием федеральным или региональным законодательством четко не регламентирован.

  Учитывая особенности деятельности юридических лиц в рамках ЗСПД, тем не менее, сложно назвать правовое положение таких юридических лиц специальным правовым статусом. Специальный статус, во-первых, должен быть четко отражен в учредительных документах, во-вторых, он обременяет правосубъектность юридического лица возможностью заниматься определенными, конкретными видами хозяйственной деятельности и устанавливает совокупность других отличительных особенностей для носителей специального правового статуса.

В качестве примеров таких юридических лиц выступают банки, страховые организации, фондовые и инвестиционные биржи.

Правовое положение юридических лиц, осуществляющих деятельность в рамках ЗСПД, в некоторой степени схоже с положением резидентов Особых экономических зон[3]

Главным исключением здесь является то, что юридические лица ЗСПД не несут конкретных прописанных четко обязательств по объему инвестирования, не обременяются законом и администрацией, управляющей компанией Особой экономической зоны необходимостью осуществлять конкретные виды деятельности в целях реализации инвестиционных обязательств.

Отличие и в том, что управляющая компания в  рамках Особой экономической зоны  — это административный орган, регулирующий и в какой-то мере контролирующий деятельность резидентов Особой экономической зоны. Управляющие компании же в ЗСПД являются коммерческие организации в форме хозяйственных обществ. Как правило, в составе участников таких управляющих организаций бывают органы государственной власти и бюджетообразующие организации. У резидентов ЗСПД и Особых-экономических зон разный правовой режим землепользования, пользования зданиями и сооружениями. Для резидентов Особых экономических зон порядок заключения договора аренды земельных участков, зданий и сооружений четко прописан в федеральном законе.  Резиденты Особых-экономических зон и ЗСПД по-разному  несут ответственность за невыполнение инвестиционных обязательств и несоблюдение требований, предъявляемых к резидентам.

Если для резидента ЗСПД низкие показатели хозяйственной деятельности, как правило, не помешают продолжению работы в рамках специальной зоны, то для резидента Особой экономической зоны несоблюдение инвестиционных обязательств может привести к правовым последствиям, в частности, в виде выплаты штрафа (ст. 21 Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»).

     Юридические лица, осуществляющие свою деятельность в рамках наукоградов, также имеют присущие юридическим лицам ЗСПД зональные особенности. Тем не менее, в их положении не так много общих признаков. Связано это с тем, что наукоград – это муниципальное образование, приобретающее особое правовое положение в виду уникального научного значения конкретного муниципалитета для страны или для отдельного региона. По российскому законодательству  одним из основных критериев получения статуса наукограда является объем выпускаемой продукции юридическим лицом, входящими в конкретный муниципалитет и среднесписочная численность сотрудников, работающая в таких организациях[4].

   Сравнивая юридические лица, осуществляющие деятельность в рамках ЗСПД,  с участниками проекта  и лицами, участвующими в его реализации в рамках Инновационного центра «Сколково», можно сказать следующее.  Юридические лица, функционирующие в рамках инновационного центра «Сколково» согласно легальному определению таких организаций, прописанному в Федеральном законе «Об Инновационном центре Сколково»  — это организации, созданные исключительно для участия в конкретном проекте инновационного центра.

Так же, как и в случае с резидентами Особых экономических зон федеральным законом устанавливаются режим землепользования и пользования зданиями, сооружениями, инвестиционные обязательства участников проекта.

Отдельно остановимся на том, что закон «Об Инновационном центре «Сколково» изменяет порядок работы органов государственной власти и органов местного самоуправления в рамках Инновационного центра «Сколково». Большинство функций государства и муниципалитетов переложено на управляющую компанию и на ее дочерние общества. Такой расклад, безусловно, влияет на правовой статус участников проекта Инновационного центра «Сколково».

Правовой статус юридического лица, функционирующего в рамках инновационного центра «Сколково», близок к положению юридического лица, прекращающего свою деятельность по достижении цели, для которой оно создавалось.

Тем не менее, следует особо остановиться на том, что ни в законе «Об особых экономических зонах», ни в законе «Об Инновационном центре «Сколково» нет информации о том, что происходит с организацией, которая утратила статус резидента ОЭЗ или участника проекта в Сколково. На наш взгляд, юридическое лицо, прекратившее считаться резидентом, должно быть ликвидировано, поскольку  согласно учредительным документам и легальному определению, закрепленному в законодательстве, оно создавалось для одной цели: функционировать в рамках Особой экономической зоны или в рамках Инновационного центра «Сколково».

Возвращаясь к организациям, работающим в ЗСПД, можно также отметить, что срок жизни таких организаций не ограничен сроком, отведенным на реализацию проекта или иными рамками. Такая организация может продолжать работать и за пределами ЗСПД и после утраты ею статуса резидента.

С учетом вышеизложенного, можно предложить следующее определение юридического лица, работающего в рамках ЗСПД: это коммерческая организация, обладающая общей правоспособностью в форме хозяйственного общества, осуществляющая деятельность в рамках технопарков, индустриальных парков, бизнес-инкубаторов, а также иных ЗСПД, получающая от государства пакет льготных (бесплатных) услуг, освобождений от налогов, не обременяемая инвестиционными обязательствами, стимулируемая иными субъектами предпринимательской деятельности в рамках ЗСПД.

(C) Р.Р. Гайнетдинов

Список литературы:

  1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993).
  2. Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».
  3. Федеральный закон от 28.09.2010 N 244-ФЗ (ред. от 10.07.2012) «Об инновационном центре «Сколково».
  4. Федеральный закон от 07.04.1999 N 70-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «О статусе наукограда Российской Федерации».
  5. Статья: Особенности правового статуса резидентов особых экономических зон (Рыбаков С.А.) («Налоги» (журнал), 2010, N 3).

 

  1. Статья: Предприятие промышленности — резидент особой экономической зоны (Васильев Ю.А.) («Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение», 2012, N 1).
  2. Статья: Правовые аспекты функционирования особых экономических зон в инфраструктуре инновационной деятельности (Веселкова Е.Е.) («Законодательство и экономика», 2012, N 5).
  3. Статья: Формы и механизмы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации (Клочкова Е.В.) («Гражданское право», 2011, N 4).
  4. Статья: Особый правовой статус территорий в России (на примере инновационного центра «Сколково») (Комарова В.В.) («Российская юстиция», 2011, N 6).

 

  1. Статья: О правовом статусе технопарков (Терещенко Л.К., Калмыкова А.В.) («Журнал российского права», 2011, N 12).

 

 

[1] Постановление от 15 декабря 2008 г. № 875 «Об утверждении инновационного меморандума Республики Татарстан на 2008 — 2010 годы» (в ред. постановлений КМ РТ от 03.06.2009 № 357, от 02.04.2010 № 234)

[2] Федеральный закон от 28.09.2010 г N 244-ФЗ (ред. от 25.06.2012) «Об инновационном центре «Сколково»)

[3] Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ (ред. от 06.12.2011)»Об особых экономических зонах в Российской Федерации»).

[4] Федеральный закон от 7 апреля 1999 г. N 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: